Иннокентий Николаевич и Иулитта Транквиллиновна Кунтузова в Чите в 20-х
Начало нового года – отличное время, чтобы подводить любые итоги. У меня возникло желание собрать в единую таблицу сведения по исследованию самого богатого на найденные документы рода – рода Кунтузовых. Интересен он и разнообразием сословий – начинается с ссыльных, сливается со священниками, крестьянами, ямщиками, госслужащими, купцами … Сами Кунтузовы после ссыльных числятся крестьянами-мещанами-купцами-госслужащими.
Собрала в таблицу все известные события (получилось их около трехсот) и поняла, что несколько источников, в которых упоминаются мои предки Кунтузовы, объемны, и нужно их опубликовать, чтобы потом в таблице можно было сделать отсылку на эти статьи.
Один из таких источников – статья Александра Васильевича Константинова «Забайкальское отделение Русского Географического общества: от юнисов к следопытам». Здесь упоминается Иулитта Транквиллиновна Кунтузова вместе с родственниками Жуковыми. Если про Иннокентия Николаевича Жукова написано много (статья ему посвящена), то упоминаемые другие персоны понятны только посвященным. Поясню, кто это по ходу чтения статьи.
А сначала нужно пояснить, как связаны Кунтузовы и Жуковы.
В 1819 году в Цурухайтуевской крепости в семье казака родился Александр Яковлевич Пешков. Он потом дослужился до зауряд-есаула, у него родилось восемь детей (по крайней мере, мне столько известно). Среди них — Акилина Александровна в 1848 году и Александра Александровна, моя прапрабабушка 1860-го года рождения.
Акилина вышла замуж за служащего Нерчинского горного ведомства Ивана Ивановича Рындина. У них в 1878 году родилась дочь Александра [Ивановна], которая вышла замуж за Иннокентия Николаевича Жукова.
А Александра Александровна Пешкова – жена так хорошо уже знакомого нам Транквиллина Ивановича Кунтузова.
По выложенному ниже тексту (ах как хочется … прочитать оригиналы, но мы поверим автору статьи) видно, что родственники поддерживали отношения. Более того, следующие поколения тоже хранили родственную связь:
— мы уже читали в письме Игоря Иннокентьевича Портнягина, что он уточнял адрес московской квартиры Жуковых, когда у него намечалась поездка через Москву, и он хотел их навестить;
— сохранилась фотография Иулитты Транквиллиновны с дочерью Иннокентия Николаевича Ириной – они дружили. По рассказу маминой сестры муж Ирины Иннокентьевны, Кирилл Никанорович Плотников, ведущий российский ученый экономист, консультант и помощник министра финансов СССР, когда были трудности у Анны Владимировны Подосеновой, сестры моей бабушки, помог Анне устроиться на работу;

— моя мама вспомнила, что посещала квартиру Плотниковых, ее старшая сестра там была частым гостем, так как дружила с Инной Кирилловной, внучкой Иннокентия Николаевича, и даже мне в школьные годы довелось остаться на ночь у Плотниковых. В то время слово «генеалогия» я еще не знала, а могла бы уже тогда так много узнать …
Давайте почитаем статью А.В. Константинова про читинский период жизни Кунтузовых! Орфография автора.

Забайкальское отделение Русского Географического общества с момента возникновения (1894) вело работу по различным направлениям. В сложные революционные годы конца 1910-х – начала 1920-х гг. наметилось сближение общества с детским и молодежным движением. Как известно, первое детское движение в нашей стране возникло, как скаутское. Возникнув в 1910 г. в Царском Селе, и, пользуясь покровительством царствующего дома Романовых, оно стремительно распространяется по стране. Вероятно, в Чите отряды скаутов появляются уже в 1916 г. За несколько лет движение скаутов охватило не только областной центр, но и другие населенные пункты. В 1917 г. из Петрограда на родину вернулся к тому времени уже известный в стране скульптор и педагог Иннокентий Николаевич Жуков. Приезд И.Н. Жукова, который в столице был секретарем общества «Русский скаут», придал новый импульс развитию движения.
В Чите Жуков устроился во 2-е городское училище, где преподавал географию. Пока не удалось найти документов или каких-либо упоминаний о его членстве в географическом обществе, отсутствует его имя и в протоколах заседаний, в отчетах общества. В тоже время нет никаких сомнений, что Жуков не только был близок к читинскому активу географического общества (со многими знаком лично), но главное был близок, так сказать, идейно. Отметим, что само училище, где работал Жуков, располагалось как раз напротив музея географического общества. В музее устраивались выставки его работ, которые пользовались большой популярностью. А жил он с семьей неподалеку в доме своей сестры А. Бек по ул. Уссурийской (рядом находился и дом директора музея А.К. Кузнецова).
А. Бек = Анна Николаевна Жукова, Бек по мужу, родная сестра Иннокентия, первая в истории Забайкалья женщина-врач. Про нее я уже вспоминала, года рассказывала об учебе Ангелины Транквиллиновны в Санкт-Петербургском женском медицинском институте.
Возможно, формально Жуков находился вне общества, но задачи, решаемые географическим обществом, полностью совпадали с кругом интересов Н.И. Жукова в рамках руководимого им детского движения. Педагогические идеи и практическая деятельность Жукова были, несомненно, новаторскими. В тоже время само географическое общество еще не осознало важность просветительской и организационной работы среди детей (деятельность центрального отделения в эти годы фактически была парализована).
Остается только удивляться, как за несколько месяцев после приезда из Петрограда И. Жуковым была создана организация, которая насчитывала в своих рядах около 600 учащихся городских училищ и гимназий. Он проводил многочисленные беседы, лекции, написал десятки статей о скаутском движении. В Чите начали выходить два журнала – «Забайкальский скаут» и «Забайкальский бой скаут» редактором изданий также был И. Жуков. В Петербурге издается его книга «Русский скаутизм», которая несколько раз переиздается [1].
И. Жуков не ограничился пропагандой уже известных идей скаутизма. Он продолжал их творчески разрабатывать применительно к местным условиям. Это нашло наглядное выражение в длительной игре, получившей название «Забайкальский экспедиционный корпус». И. Жуков предложил детям пройти летом через все Забайкалье с целью его изучения. Собрав около тысячи ребят, он объявил о создании «экспедиционного корпуса». Путешествие должно было состояться через два года после подготовки, план которой был тщательно разработан [2].
У экспедиционного корпуса появилось свое знамя – на синем поле семь звезд созвездия Большой Медведицы. Дети делились по специальностям на отряды разведчиков, инженеров, ботаников, геологов, зоологов и т.д. Каждый отряд имел свой знак, который вышивался на рукаве. «Дядя Кеша», так называли дети И. Жукова, предложил им пройти программы испытаний. Они заключались в том, чтобы самостоятельно найти и определить «10 пород растений в Забайкальской области, 10 насекомых, 10 пород птиц, 10 диких животных, рыб и т.д.» [4]. В результате дети стали больше заниматься, читать, интересоваться природой и историей края. К тому же, было объявлено, что хулиганов и курильщиков в путешествие не возьмут. В результате дисциплина в школах резко повысилась.
С целью подготовки к длительному путешествию организовывались походы и экскурсии по окрестностям города. Во время их проведения собирались коллекции минералов, растений, и т.д., а также организовывались групповые соревнования. Они продолжались и после завершения экскурсий при обработке собранного материала. И. Жуков разрабатывает методику проведения экскурсий [3]. Как видно, скауты И. Жукова – это не только разведчики, но и исследователи, туристы-краеведы. К сожалению, в условиях начавшейся Гражданской войны и с приближением боевых действий к Чите, И. Жуков вынужден был распустить «экспедиционный корпус». В условиях Гражданской войны эту замечательную идею реализовать не удалось.
Скаутское же движение продолжает развиваться дальше. Однако, несмотря на большие успехи в 1921 г. в условиях политического режима Дальневосточной республики скаутское движение было запрещено. Дело в том, что власти видели в скаутизме вредное буржуазное течение. Еще в 1920 г. в ЦК РКСМ был разработан план ликвидации скаутских организаций. В секретном письме ЦК РКСМ был разработан план, в котором ставилась задача «абсолютного уничтожения враждебного нам буржуазного скаутизма» [5]. Парадокс на наш взгляд заключается в том, что в ДВР, где существовала многопартийная система, скаутское движение было запрещено раньше, чем в РСФСР.
В развитии детского движения в Забайкалье возник вакуум. Скаутское движение запретили, но взамен ничего не было предложено. Как известно пионерская организация возникла в 1922 г., а в Забайкалье только в 1923 г. Сейчас мало кому известно, что между этими двумя событиями у нас существовала еще одна форма детского движения – «юнисы» (юные исследователи). Название было предложено опять же И. Жуковым взамен запрещенных скаутов.
История юнисов связана с центральным детским домом ДальОНО, где после окончания Гражданской войны подобрался очень сложный состав детей. «… Невозможный шум, беспорядочные разнузданные крики сотни детских глоток раздавались целыми днями и не прекращались даже ночью» – такую характеристику детскому дому и детям дает один из педагогов [7].
В течение 1922 г. педагогам детского дома удалось наладить распорядок, начать занятия в школе. Однако, общая ситуация оставалась крайне сложной. В поисках выхода из создавшегося положения вспомнили о Жукове, скаутах и «Забайкальском экспедиционном корпусе». Педагоги решили «взять старших наиболее трудных детей и отправить их в путешествие в надежде, что в новых условиях с ними будет легче справиться» [7].
Организация нового движения, идейное руководство подготовкой к путешествию осуществлялось И. Жуковым и А. Бек. Практическое руководство взяла на себя У. Кунтузова – заведующая детским домом. Подготовка к путешествию началась еще зимой. Надо было не только организовать, сплотить детей, но и научить их навыкам научно-исследовательской работы в полевых условиях. К тому же необходимо было решить массу организационных и финансовых проблем. Нужно отдать должное педагогам, они в короткое время сумели увлечь и организовать детей.
У. Кунтузова, как не сложно догадаться, наша Иулитта Транквиллиновна. О ее трудовой деятельности и работе в этом детском доме знаем из нескольких источников. Например, из черновика анкеты вступающего в ВКПб.
Стремление детей участвовать в путешествии, было использовано, как стимул для установления дисциплины, и как стимул к учебе. Участники экспедиции были выделены в особую группу. Для них была введена специальная форма, значки, разработан краткий устав. В частности, в нем говорилось: «Юные исследователи должны зорко и настойчиво смотреть в великую и таинственную книгу природы, разглядывать одну за другой ее загадки и тайны, … юнисы должны свои обязанности выполнять честно и аккуратно, соблюдать порядок и чистоту» [7].
Иннокентий Николаевич не был «сапожником без сапог» — у него были теплые отношения и с чужими, и со своими детьми. При жизни он начал вести «Хронику рода Жуковых»и завещал продолжить ее своим детям. Дочь Ирина продолжила дело отца. Потом «передала эстафету» своей дочери Инне. Сейчас в РГАЛИ есть фонд 2042 Иннокентия Николаевича. Там много интересных документов. Часть из них касается творческой деятельности скульптора и писателя, часть — семейных реликвий. Об одном таком документе расскажу ниже.
В детском доме издавались особые приказы: о целях экспедиции, составе, о сдаче зачетов и т.д. Дисциплина первоначально держалась на желании детей участвовать в путешествии, так как после трех предупреждений юнис выбывал из состава экспедиции. Первое предупреждение получили шесть человек, второе – двое, третье – никто. В последствие Л. Бек (дочь А. Бек) напишет: «За время путешествия не было ни одного случая хулиганства, нарушения дисциплины, была исключительно дружеская атмосфера».
Л. Бек = Людмила Евгеньевна Бек.
Летом 1923 г. в течение двух с половиной месяцев 32 воспитанника детского дома совершили водное путешествие по рекам Ингода и Шилка от Татаурово до Сретенска. Маршрут, продолжительность, задачи и итоги путешествия и по нынешним временам выглядят весьма внушительно. Экспедиция была довольно хорошо оснащена: баркас и три лодки, геологический инвентарь, набор различных химикатов. Многое было сделано самими ребятами – походные сумки, костюмы, папки, сачки, прессы для сушки растений. Было сформировано несколько отрядов по интересам – биологи, географы, художники, историки и т.д.
Юные исследователи побывали в Макковеево (Макковеевский застенок), на апрелковских приисках, курорте Шиванда, ознакомились с культурно-историческими достопримечательностями Нерчинска, осмотрели Шивкинские столбы, участвовали в раскопках древних захоронений у с. Мирсаново и т.д.
Экспедиция было на полном самообслуживании. Ребята сами стирали одежду, готовили пищу. Но главным делом была научно-исследовательская работа. За 2,5 месяца путешествия ребята получили не меньше знаний, чем за прошедший учебный год и в полной мере оправдали звание юнисов – юных исследователей.
В экспедиции каждый юнис работал над определенной темой. В походе родился лозунг: «Вперед за знаниями для себя и других!». С небольшими докладами, сообщениями по результатам своей работы ребята выступали в Нерчинске на уездных учительских курсах, в Шиванде, в Сретенске. А по приезду в Читу была организована выставка собранного материала: минералов, гербариев, диаграмм, карт-схем, фотографий.
Кто были педагоги, совершившие с детьми столь сложное путешествие? Возглавил путешествие член географического общества, сотрудник Читинского музея М.И. Союзов. В те годы часто публиковались его статьи о животном мире и растительности Забайкалья. Среди других педагогов были Е. Жукова (дочь И. Жукова), Л. Бек (дочь известных забайкальских врачей и просветителей Е. и А. Бек), В. Фалилеева, А. Чиж, А. Халфина, П. Налетов [7]. Известно, что последний в 1917 г. закончил Читинскую учительскую семинарию, а в будущем стал известным геологом, доктором геолого-минералогических наук, Заслуженным деятелем науки Бурятской АССР [6,158]. Сам И. Жуков не принимал участие в экспедиции, о которой мечтал. В 1922 г. он переезжает в Москву. Однако главным идеологом нового движения, вдохновителем путешествия был именно он. Как видно в движении юнисов воплотились идеи, заложенные еще в скаутском движении и в разработанной И. Жуковым игре «Забайкальский экспедиционный корпус». Несомненно, успех экспедиции во многом зависел от помощи, которую оказало Забайкальское отделение РГО и музей географического общества.
Очень интересно, кого автор назвал «Е. Жукова». У Иннокентия Николаевича были дочери Вероника и Ирина.
Широко известно о вкладе И. Жукова в создание пионерской организации. Именно он предложил новой детской организации название «пионерская» и скаутский девиз «Будь готов!». В 1923 г. ему было присвоено почетное звание «Старший пионер республики». Но и в последующем в Наркомпросе и в ЦК ВЛКСМ он не раз предлагал вернуться к методике системы скаутинг.
Данной статьей мы попытались связать детское движение с деятельностью Забайкальского отделения русского географического общества и Читинского музея географического общества. В чем в актуальность данного материала. Известно, что в настоящее время в деятельности Русского географического общества происходят большие перемены, общество, образно говоря, переживает свое второе рождение. В 2013 г. председатель Попечительского совета общества, президент РФ В.В. Путин предложил создать молодежное движение РГО – «Следопыт». Организация данного молодежного движения стало одним из направлений деятельности центрального и многих региональных отделений.
В 2014 г. на одном из заседаний Ученого Совета Забайкальского регионального отделения РГО был рассмотрен вопрос о создании в Забайкальском крае молодежного движения «Следопыт». Конечно, и раньше члены отделения занимались краеведческой работой с детьми и молодежью и в этом плане накоплен солидный опыт, но о создании молодежного движения под эгидой географического общества речь никогда не шла. Забайкальское отделение в этом направлении тесно сотрудничает с органами образования, Забайкальским детско-юношеским центром, туристическими клубами средних и высших учебных заведений и т.д. Совместно удалось провести ряд успешных мероприятий, получивших в крае широкий общественный резонанс.
Литература
- Жуков И.Н. Русский скаутизм. – Петроград: Издание Т-ва В.А. Березовского, 1918.
- Жуков И.Н. Экспедиционный корпус учащихся Забайкальской области. – Чита: Издание газеты «Думы забайкальского учителя». 1918.
- Жуков И.Н. Экспедиционный корпус (итоги одного педагогического опыта) // Народное просвещение. – 1923. – № 6. – С. 43–48.
- Жуков И.Н. К методике экскурсий // Вестник просвещения. – 1921. – № 1.
- Крайнов Т. Скауты в России // Отечественная история. – 1993. – № 5. – С. 207-2012.
- Мамкина И.Н. Забайкальские учительские семинарии (1900 – 1921). – Чита: Поиск, 2008. – 162 с.
- Фалилеев Ф.Н. Педагогическая работа в 1-й детской экспедиции Центрального Детского Дома ДальОНО // Вопросы просвещения на Дальнем Востоке. – Чита-Владивосток, 1923. – № 1. – С. 100-121.
И, как обещала выше, Устав, точнее, «Полный свод законов государства Серебро-Жуковки».

Статья 1. Все граждане без различия пола и возраста обязаны повиноваться изложенным здесь законам во всякое время дня и ночи немедленно, без оговорок и колебаний.
Статья 2. Пункт 1. Быть здоровым, весёлым и жизнерадостным.
Пункт 2. Хворать строго воспрещается.
Пункт 3. Строго воспрещается капризничать и плакать. Виновные в капризах и плаче подвергаются удалению в особую комнату и получают прозвище «кислая рожа», «мокрая плакса».
Статья 3. Утром все стелют свои постели без посторонней помощи, сейчас же моются и пьют чай или кофе.
Статья 4. Замеченные после мытья рук в дружественном общении с Марсом с позором изгоняются из-за стола для вторичного омовения.
Статья 5. Строго воспрещается целоваться с Марсом, а также давать …
Статья 6. Перед обедом не уходить далеко, а растопырив ум, внимательно слушать свистки. После троекратного свиста бежать домой со скоростью 40 вёрст в час. Опоздавшие к обеду в первый раз лишаются права играть послеобеда с товарищами до 5 часов, во второй раз до вечера, а в третий остаются без обеда.
Статья 7. После обеда и чаепития, низкое (по росту) сословие, моет посуду по установленной очереди.
Статья 8. Малограмотные по утрам обязаны немного заниматься с грамотными.
Статья 9. Воспрещается дразнить других, задираться, драться. Примечание. Пускать в ход кулаки можно только для самообороны. Виновные в неисполнении этого получают на целую неделю прозвище «злюка».
Статья 10. Строго воспрещается ходить в сапогах по лужам, пачкать платье и лицо. Изоблеченные в этом получают прозвище «свинка» или «свинтус». Сроком от одного дня до …, смотря по тяжести вины.
Статья 11. Слушаться старших.
Статья 12. К младшим предъявлять только разумные требования.
Статья 13. Ворчать разрешается недолго и немногословно.
Статья 14. За обедом и ужином, а также и в остальное время дня стараться говорить по-французски. Примечание. Со сна разрешается говорить … и на французском, и на русском языке.
Статья 15. Уклоняющиеся, сознательно говорить по-французски, лишаются конфет, а наиболее упорные получают в награду больше.
Статья 16. После ужина моются лица и руки и после чистки зубов обязаны немедленно идти спать. Уклоняющиеся от этого и лениво исполняющие лишаются права на следующий день играть с товарищами до обеда.
Статья 17. Строго следить за своим носом и укрощать его при помощи платка. Пускать в ход пальцы строго воспрещается.
Статья 18. В эту статью входит всё, что воспрещается законами божескими и человеческими, такими, которые уже написаны, и такими, которые ещё не написаны.
С подлинным верно. Иннокентий Жуков, отец и законодатель. Лето 1908 года. 1910 год.
Какой пункт произвел наибольшее впечатление на ВАС?
На основном фото — Иннокентий Николаевич с женой Александрой Ивановной и семейное фото: стоят (слева направо) Константин Иванович Андрусевич, Людмила Евгеньевна Андрусевич, Михаил Михайлович Окунцов, Вероника Иннокентьевна Жукова-Обухова, Вера Ивановна Петрова, Мария Ивановна Петрова. Сидят Ирина Иннокентьевна Жукова-Плотникова, Георгий Иннокентьевич Жуков, Иннокентий Николаевич Жуков с внучкой Изольдой, Александра Ивановна Рындина-Жукова.