Иннокентий Николаевич Жуков и Александра Ивановна Рындина

Пешковы-Рындины-Жуковы. О пионерии слово

Поделитесь с друзьями!

Иннокентий Николаевич и Иулитта Транквиллиновна Кунтузова в Чите в 20-х

Начало нового года – отличное время, чтобы подводить любые итоги. У меня возникло желание собрать в единую таблицу сведения по исследованию самого богатого на найденные документы рода – рода Кунтузовых. Интересен он и разнообразием сословий – начинается с ссыльных, сливается со священниками, крестьянами, ямщиками, госслужащими, купцами … Сами Кунтузовы после ссыльных числятся крестьянами-мещанами-купцами-госслужащими.

Собрала в таблицу все известные события (получилось их около трехсот) и поняла, что несколько источников, в которых упоминаются мои предки Кунтузовы, объемны, и нужно их опубликовать, чтобы потом в таблице можно было сделать отсылку на эти статьи.

Один из таких источников – статья Александра Васильевича Константинова «Забайкальское отделение Русского Географического общества: от юнисов к следопытам». Здесь упоминается Иулитта Транквиллиновна Кунтузова вместе с родственниками Жуковыми. Если про Иннокентия Николаевича Жукова написано много (статья ему посвящена), то упоминаемые другие персоны понятны только посвященным. Поясню, кто это по ходу чтения статьи.

А сначала нужно пояснить, как связаны Кунтузовы и Жуковы.

В 1819 году в Цурухайтуевской крепости в семье казака родился Александр Яковлевич Пешков. Он потом дослужился до зауряд-есаула, у него родилось восемь детей (по крайней мере, мне столько известно). Среди них — Акилина Александровна в 1848 году и Александра Александровна, моя прапрабабушка 1860-го года рождения.

Акилина вышла замуж за служащего Нерчинского горного ведомства Ивана Ивановича Рындина. У них в 1878 году родилась дочь Александра [Ивановна], которая вышла замуж за Иннокентия Николаевича Жукова.

А Александра Александровна Пешкова – жена так хорошо уже знакомого нам Транквиллина Ивановича Кунтузова.

По выложенному ниже тексту (ах как хочется … прочитать оригиналы, но мы поверим автору статьи) видно, что родственники поддерживали отношения. Более того, следующие поколения тоже хранили родственную связь:

— мы уже читали в письме Игоря Иннокентьевича Портнягина, что он уточнял адрес московской квартиры Жуковых, когда у него намечалась поездка через Москву, и он хотел их навестить;

— сохранилась фотография Иулитты Транквиллиновны с дочерью Иннокентия Николаевича Ириной – они дружили. По рассказу маминой сестры муж Ирины Иннокентьевны, Кирилл Никанорович Плотников, ведущий российский ученый экономист, консультант и помощник министра финансов СССР, когда были трудности у Анны Владимировны Подосеновой, сестры моей бабушки, помог Анне устроиться на работу;

Ирина Иннокентьевна Плотникова, дочь Иннокентия Николаевича Жукова, и Иулитта Транквиллиновна Кунтузова. 1962. Москва
Ирина Иннокентьевна Плотникова, дочь Иннокентия Николаевича Жукова, и Иулитта Транквиллиновна Кунтузова. 1962. Москва

— моя мама вспомнила, что посещала квартиру Плотниковых, ее старшая сестра там была частым гостем, так как дружила с Инной Кирилловной, внучкой Иннокентия Николаевича, и даже мне в школьные годы довелось остаться на ночь у Плотниковых. В то время слово «генеалогия» я еще не знала, а могла бы уже тогда так много узнать …

Давайте почитаем статью А.В. Константинова про читинский период жизни Кунтузовых! Орфография автора.

1922 год. Чита. Семейство Жуковых
1922 год. Чита. Семейство Жуковых. Фото из альбома Инны Кирилловны Плотниковой. Из известных мне людей вижу Иннокентия Николаевича, Александру Ивановну, их детей Георгия, Веронику, Ирину, братьев Афанасия и Николая, сестру Анну Бек

Забайкальское отделение Русского Географического общества с момента возникновения (1894) вело работу по различным направлениям. В сложные революционные годы конца 1910-х – начала 1920-х гг. наметилось сближение общества с детским и молодежным движением. Как известно, первое детское движение в нашей стране возникло, как скаутское. Возникнув в 1910 г. в Царском Селе, и, пользуясь покровительством царствующего дома Романовых, оно стремительно распространяется по стране. Вероятно, в Чите отряды скаутов появляются уже в 1916 г. За несколько лет движение скаутов охватило не только областной центр, но и другие населенные пункты. В 1917 г. из Петрограда на родину вернулся к тому времени уже известный в стране скульптор и педагог Иннокентий Николаевич Жуков. Приезд И.Н. Жукова, который в столице был секретарем общества «Русский скаут», придал новый импульс развитию движения.

В Чите Жуков устроился во 2-е городское училище, где преподавал географию. Пока не удалось найти документов или каких-либо упоминаний о его членстве в географическом обществе, отсутствует его имя и в протоколах заседаний, в отчетах общества. В тоже время нет никаких сомнений, что Жуков не только был близок к читинскому активу географического общества (со многими знаком лично), но главное был близок, так сказать, идейно. Отметим, что само училище, где работал Жуков, располагалось как раз напротив музея географического общества. В музее устраивались выставки его работ, которые пользовались большой популярностью. А жил он с семьей неподалеку в доме своей сестры А. Бек по ул. Уссурийской (рядом находился и дом директора музея А.К. Кузнецова).

А. Бек = Анна Николаевна Жукова, Бек по мужу, родная сестра Иннокентия, первая в истории Забайкалья женщина-врач. Про нее я уже вспоминала, года рассказывала об учебе Ангелины Транквиллиновны в Санкт-Петербургском женском медицинском институте.

Возможно, формально Жуков находился вне общества, но задачи, решаемые географическим обществом, полностью совпадали с кругом интересов Н.И. Жукова в рамках руководимого им детского движения. Педагогические идеи и практическая деятельность Жукова были, несомненно, новаторскими. В тоже время само географическое общество еще не осознало важность просветительской и организационной работы среди детей (деятельность центрального отделения в эти годы фактически была парализована).

Остается только удивляться, как за несколько месяцев после приезда из Петрограда И. Жуковым была создана организация, которая насчитывала в своих рядах около 600 учащихся городских училищ и гимназий. Он проводил многочисленные беседы, лекции, написал десятки статей о скаутском движении. В Чите начали выходить два журнала – «Забайкальский скаут» и «Забайкальский бой скаут» редактором изданий также был И. Жуков. В Петербурге издается его книга «Русский скаутизм», которая несколько раз переиздается [1].

И. Жуков не ограничился пропагандой уже известных идей скаутизма. Он продолжал их творчески разрабатывать применительно к местным условиям. Это нашло наглядное выражение в длительной игре, получившей название «Забайкальский экспедиционный корпус». И. Жуков предложил детям пройти летом через все Забайкалье с целью его изучения. Собрав около тысячи ребят, он объявил о создании «экспедиционного корпуса». Путешествие должно было состояться через два года после подготовки, план которой был тщательно разработан [2].

У экспедиционного корпуса появилось свое знамя – на синем поле семь звезд созвездия Большой Медведицы. Дети делились по специальностям на отряды разведчиков, инженеров, ботаников, геологов, зоологов и т.д. Каждый отряд имел свой знак, который вышивался на рукаве. «Дядя Кеша», так называли дети И. Жукова, предложил им пройти программы испытаний. Они заключались в том, чтобы самостоятельно найти и определить «10 пород растений в Забайкальской области, 10 насекомых, 10 пород птиц, 10 диких животных, рыб и т.д.» [4]. В результате дети стали больше заниматься, читать, интересоваться природой и историей края. К тому же, было объявлено, что хулиганов и курильщиков в путешествие не возьмут. В результате дисциплина в школах резко повысилась.

С целью подготовки к длительному путешествию организовывались походы и экскурсии по окрестностям города. Во время их проведения собирались коллекции минералов, растений, и т.д., а также организовывались групповые соревнования. Они продолжались и после завершения экскурсий при обработке собранного материала. И. Жуков разрабатывает методику проведения экскурсий [3]. Как видно, скауты И. Жукова – это не только разведчики, но и исследователи, туристы-краеведы. К сожалению, в условиях начавшейся Гражданской войны и с приближением боевых действий к Чите, И. Жуков вынужден был распустить «экспедиционный корпус». В условиях Гражданской войны эту замечательную идею реализовать не удалось.

Скаутское же движение продолжает развиваться дальше. Однако, несмотря на большие успехи в 1921 г. в условиях политического режима Дальневосточной республики скаутское движение было запрещено. Дело в том, что власти видели в скаутизме вредное буржуазное течение. Еще в 1920 г. в ЦК РКСМ был разработан план ликвидации скаутских организаций. В секретном письме ЦК РКСМ был разработан план, в котором ставилась задача «абсолютного уничтожения враждебного нам буржуазного скаутизма» [5]. Парадокс на наш взгляд заключается в том, что в ДВР, где существовала многопартийная система, скаутское движение было запрещено раньше, чем в РСФСР.

В развитии детского движения в Забайкалье возник вакуум. Скаутское движение запретили, но взамен ничего не было предложено. Как известно пионерская организация возникла в 1922 г., а в Забайкалье только в 1923 г. Сейчас мало кому известно, что между этими двумя событиями у нас существовала еще одна форма детского движения – «юнисы» (юные исследователи). Название было предложено опять же И. Жуковым взамен запрещенных скаутов.

История юнисов связана с центральным детским домом ДальОНО, где после окончания Гражданской войны подобрался очень сложный состав детей. «… Невозможный шум, беспорядочные разнузданные крики сотни детских глоток раздавались целыми днями и не прекращались даже ночью» – такую характеристику детскому дому и детям дает один из педагогов [7].

В течение 1922 г. педагогам детского дома удалось наладить распорядок, начать занятия в школе. Однако, общая ситуация оставалась крайне сложной. В поисках выхода из создавшегося положения вспомнили о Жукове, скаутах и «Забайкальском экспедиционном корпусе». Педагоги решили «взять старших наиболее трудных детей и отправить их в путешествие в надежде, что в новых условиях с ними будет легче справиться» [7].

Организация нового движения, идейное руководство подготовкой к путешествию осуществлялось И. Жуковым и А. Бек. Практическое руководство взяла на себя У. Кунтузова – заведующая детским домом. Подготовка к путешествию началась еще зимой. Надо было не только организовать, сплотить детей, но и научить их навыкам научно-исследовательской работы в полевых условиях. К тому же необходимо было решить массу организационных и финансовых проблем. Нужно отдать должное педагогам, они в короткое время сумели увлечь и организовать детей.

У. Кунтузова, как не сложно догадаться, наша Иулитта Транквиллиновна. О ее трудовой деятельности и работе в этом детском доме знаем из нескольких источников. Например, из черновика анкеты вступающего в ВКПб.

Стремление детей участвовать в путешествии, было использовано, как стимул для установления дисциплины, и как стимул к учебе. Участники экспедиции были выделены в особую группу. Для них была введена специальная форма, значки, разработан краткий устав. В частности, в нем говорилось: «Юные исследователи должны зорко и настойчиво смотреть в великую и таинственную книгу природы, разглядывать одну за другой ее загадки и тайны, … юнисы должны свои обязанности выполнять честно и аккуратно, соблюдать порядок и чистоту» [7].

Иннокентий Николаевич не был «сапожником без сапог» — у него были теплые отношения и с чужими, и со своими детьми. При жизни он начал вести «Хронику рода Жуковых»и завещал продолжить ее своим детям. Дочь Ирина продолжила дело отца. Потом «передала эстафету» своей дочери Инне. Сейчас в РГАЛИ есть фонд 2042 Иннокентия Николаевича. Там много интересных документов. Часть из них касается творческой деятельности скульптора и писателя, часть — семейных реликвий.  Об одном таком документе расскажу ниже.

В детском доме издавались особые приказы: о целях экспедиции, составе, о сдаче зачетов и т.д. Дисциплина первоначально держалась на желании детей участвовать в путешествии, так как после трех предупреждений юнис выбывал из состава экспедиции. Первое предупреждение получили шесть человек, второе – двое, третье – никто. В последствие Л. Бек (дочь А. Бек) напишет: «За время путешествия не было ни одного случая хулиганства, нарушения дисциплины, была исключительно дружеская атмосфера».

Л. Бек = Людмила Евгеньевна Бек.

Летом 1923 г. в течение двух с половиной месяцев 32 воспитанника детского дома совершили водное путешествие по рекам Ингода и Шилка от Татаурово до Сретенска. Маршрут, продолжительность, задачи и итоги путешествия и по нынешним временам выглядят весьма внушительно. Экспедиция была довольно хорошо оснащена: баркас и три лодки, геологический инвентарь, набор различных химикатов. Многое было сделано самими ребятами – походные сумки, костюмы, папки, сачки, прессы для сушки растений. Было сформировано несколько отрядов по интересам – биологи, географы, художники, историки и т.д.

Юные исследователи побывали в Макковеево (Макковеевский застенок), на апрелковских приисках, курорте Шиванда, ознакомились с культурно-историческими достопримечательностями Нерчинска, осмотрели Шивкинские столбы, участвовали в раскопках древних захоронений у с. Мирсаново и т.д.

Экспедиция было на полном самообслуживании. Ребята сами стирали одежду, готовили пищу. Но главным делом была научно-исследовательская работа. За 2,5 месяца путешествия ребята получили не меньше знаний, чем за прошедший учебный год и в полной мере оправдали звание юнисов – юных исследователей.

В экспедиции каждый юнис работал над определенной темой. В походе родился лозунг: «Вперед за знаниями для себя и других!». С небольшими докладами, сообщениями по результатам своей работы ребята выступали в Нерчинске на уездных учительских курсах, в Шиванде, в Сретенске. А по приезду в Читу была организована выставка собранного материала: минералов, гербариев, диаграмм, карт-схем, фотографий.

Кто были педагоги, совершившие с детьми столь сложное путешествие? Возглавил путешествие член географического общества, сотрудник Читинского музея М.И. Союзов. В те годы часто публиковались его статьи о животном мире и растительности Забайкалья. Среди других педагогов были Е. Жукова (дочь И. Жукова), Л. Бек (дочь известных забайкальских врачей и просветителей Е. и А. Бек), В. Фалилеева, А. Чиж, А. Халфина, П. Налетов [7]. Известно, что последний в 1917 г. закончил Читинскую учительскую семинарию, а в будущем стал известным геологом, доктором геолого-минералогических наук, Заслуженным деятелем науки Бурятской АССР [6,158]. Сам И. Жуков не принимал участие в экспедиции, о которой мечтал. В 1922 г. он переезжает в Москву. Однако главным идеологом нового движения, вдохновителем путешествия был именно он. Как видно в движении юнисов воплотились идеи, заложенные еще в скаутском движении и в разработанной И. Жуковым игре «Забайкальский экспедиционный корпус». Несомненно, успех экспедиции во многом зависел от помощи, которую оказало Забайкальское отделение РГО и музей географического общества.

Очень интересно, кого автор назвал «Е. Жукова». У Иннокентия Николаевича были дочери Вероника и Ирина.

Широко известно о вкладе И. Жукова в создание пионерской организации. Именно он предложил новой детской организации название «пионерская» и скаутский девиз «Будь готов!». В 1923 г. ему было присвоено почетное звание «Старший пионер республики». Но и в последующем в Наркомпросе и в ЦК ВЛКСМ он не раз предлагал вернуться к методике системы скаутинг.

Данной статьей мы попытались связать детское движение с деятельностью Забайкальского отделения русского географического общества и Читинского музея географического общества. В чем в актуальность данного материала. Известно, что в настоящее время в деятельности Русского географического общества происходят большие перемены, общество, образно говоря, переживает свое второе рождение. В 2013 г. председатель Попечительского совета общества, президент РФ В.В. Путин предложил создать молодежное движение РГО – «Следопыт». Организация данного молодежного движения стало одним из направлений деятельности центрального и многих региональных отделений.

В 2014 г. на одном из заседаний Ученого Совета Забайкальского регионального отделения РГО был рассмотрен вопрос о создании в Забайкальском крае молодежного движения «Следопыт». Конечно, и раньше члены отделения занимались краеведческой работой с детьми и молодежью и в этом плане накоплен солидный опыт, но о создании молодежного движения под эгидой географического общества речь никогда не шла. Забайкальское отделение в этом направлении тесно сотрудничает с органами образования, Забайкальским детско-юношеским центром, туристическими клубами средних и высших учебных заведений и т.д. Совместно удалось провести ряд успешных мероприятий, получивших в крае широкий общественный резонанс.

Литература

  1. Жуков И.Н. Русский скаутизм. – Петроград: Издание Т-ва В.А. Березовского, 1918.
  2. Жуков И.Н. Экспедиционный корпус учащихся Забайкальской области. – Чита: Издание газеты «Думы забайкальского учителя». 1918.
  3. Жуков И.Н. Экспедиционный корпус (итоги одного педагогического опыта) // Народное просвещение. – 1923. – № 6. – С. 43–48.
  4. Жуков И.Н. К методике экскурсий // Вестник просвещения. – 1921. – № 1.
  5. Крайнов Т. Скауты в России // Отечественная история. – 1993. – № 5. – С. 207-2012.
  6. Мамкина И.Н. Забайкальские учительские семинарии (1900 – 1921). – Чита: Поиск, 2008. – 162 с.
  7. Фалилеев Ф.Н. Педагогическая работа в 1-й детской экспедиции Центрального Детского Дома ДальОНО // Вопросы просвещения на Дальнем Востоке. – Чита-Владивосток, 1923. – № 1. – С. 100-121.

И, как обещала выше, Устав, точнее, «Полный свод законов государства Серебро-Жуковки».

Пешковы-Рындины-Жуковы. О пионерии слово
Полный свод законов государства Серебро-Жуковки. РГАЛИ 2042-1-1-1

Статья 1. Все граждане без различия пола и возраста обязаны повиноваться изложенным здесь законам во всякое время дня и ночи немедленно, без оговорок и колебаний.
Статья 2. Пункт 1. Быть здоровым, весёлым и жизнерадостным.
Пункт 2. Хворать строго воспрещается.
Пункт 3. Строго воспрещается капризничать и плакать. Виновные в капризах и плаче подвергаются удалению в особую комнату и получают прозвище «кислая рожа», «мокрая плакса».
Статья 3. Утром все стелют свои постели без посторонней помощи, сейчас же моются и пьют чай или кофе.
Статья 4. Замеченные после мытья рук в дружественном общении с Марсом с позором изгоняются из-за стола для вторичного омовения.
Статья 5. Строго воспрещается целоваться с Марсом, а также давать …
Статья 6. Перед обедом не уходить далеко, а растопырив ум, внимательно слушать свистки. После троекратного свиста бежать домой со скоростью 40 вёрст в час. Опоздавшие к обеду в первый раз лишаются права играть послеобеда с товарищами до 5 часов, во второй раз до вечера, а в третий остаются без обеда.
Статья 7. После обеда и чаепития, низкое (по росту) сословие, моет посуду по установленной очереди.
Статья 8. Малограмотные по утрам обязаны немного заниматься с грамотными.
Статья 9. Воспрещается дразнить других, задираться, драться. Примечание. Пускать в ход кулаки можно только для самообороны. Виновные в неисполнении этого получают на целую неделю прозвище «злюка».
Статья 10. Строго воспрещается ходить в сапогах по лужам, пачкать платье и лицо. Изоблеченные в этом получают прозвище «свинка» или «свинтус». Сроком от одного дня до …, смотря по тяжести вины.
Статья 11. Слушаться старших.
Статья 12. К младшим предъявлять только разумные требования.
Статья 13. Ворчать разрешается недолго и немногословно.
Статья 14. За обедом и ужином, а также и в остальное время дня стараться говорить по-французски. Примечание. Со сна разрешается говорить … и на французском, и на русском языке.
Статья 15. Уклоняющиеся, сознательно говорить по-французски, лишаются конфет, а наиболее упорные получают в награду больше.
Статья 16. После ужина моются лица и руки и после чистки зубов обязаны немедленно идти спать. Уклоняющиеся от этого и лениво исполняющие лишаются права на следующий день играть с товарищами до обеда.
Статья 17. Строго следить за своим носом и укрощать его при помощи платка. Пускать в ход пальцы строго воспрещается.
Статья 18. В эту статью входит всё, что воспрещается законами божескими и человеческими, такими, которые уже написаны, и такими, которые ещё не написаны.
С подлинным верно. Иннокентий Жуков, отец и законодатель. Лето 1908 года. 1910 год.

Какой пункт произвел наибольшее впечатление на ВАС?

На основном фото — Иннокентий Николаевич с женой Александрой Ивановной и семейное фото: стоят (слева направо) Константин Иванович Андрусевич, Людмила Евгеньевна Андрусевич, Михаил Михайлович Окунцов, Вероника Иннокентьевна Жукова-Обухова, Вера Ивановна Петрова, Мария Ивановна Петрова. Сидят Ирина Иннокентьевна Жукова-Плотникова, Георгий Иннокентьевич Жуков, Иннокентий Николаевич Жуков с внучкой Изольдой, Александра Ивановна Рындина-Жукова.

Наталья

Питаю родовое древо своими исследованиями. Могу помочь и Вам!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Иннокентий Николаевич Жуков и Александра Ивановна Рындина