Благовещенские епархиальные ведомости 1904 год 19 век

14. Кунтузовы. Благовещенские Епархиальные ведомости. 1904

Поделитесь с друзьями!

Прииски Владимирский, Полуденный, Дамбукитский склад, Таежный, Зея-Пристать, Благовещенск ...

«Благовещенские Епархиальные ведомости» за 1904 год опубликовали отчет «О поездке Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Никодима, Епископа Приамурскаго и Благовещенскаго по обозрению Верхне-Зейских церквей, совершенной им с 2-го по 12 июня 1904 года».

Так как Никодим встречался, в том числе и с Кунтузовым, то моего прапрадеда упомянули в этом дневнике.

Интересно переместиться в то время и те места, где жили наши предки.

В этом выпуске «Благовещенских Епархиальных ведомостей» упоминаются населенные пункты — Дамбукитский склад, станок «Таежный», прииски Владимировский, где Его Преосвященство встречался с конторщиком Кунтузовым, и Полуденный.

Персоны — Горулев, Добротворский, Пуртов, Галлер, Смыкалов, Пасвик, Подосенов (подозреваю, что дядя первого мужа моей Иулитты Транквиллиновны Петр Иванович), Горулев, Кузнецов, который изъявил желание построить церковь за свой счет, Тихвинский, Гаркин.

Побываем на местной рыбалке. Название пойманной рыбы я услышала первый раз.

Прокатимся по дороге от Дамбукитского склада до прииска Владимировского.

В следующий раз поделюсь отчетом ботаника N (фамилию назову там), которым я заинтересовалась, так как он сохранил у себя визитку второй дочери Транквиллина Ангелины. Визитку я нашла на сайте госкаталога.

Текст старалась сохранить, как в оригинале. Обратила внимание, что прииск именуют и «Владимировский», и «Владимирский».

Читаем!

Благовещенские епархиальные ведомости 1904 год 19 век

7 июня, в 12 часов пополудни, «Брянта» прибыла на Дамбукитский склад.

Три года тому назад здесь находился дом резидента Верхне-Амурской Золотопромышленной компании, да три, четыре больших склада для товаров и 5 дворов жителей, в настоящее время Дамбукитский склад возрос уже в небольшое селение, состоящее из 23 дворов. Тут основали свое местопребывание частию торговые люди, частию мелкие золотопромышленники.

В честь приезда Его Преосвященства Дамбукитский склад украсился флагами, а население его вышло к нему на встречу на пароходную пристань с хлебом-солью, во главе с местным резидентом Верхне-Амурской золотопромышленной компании г. Горулевым и чинами горной полиции.

Приняв хлеб-соль и благословив присутствующих, Архипастырь проследовал в дом резидента, где ему со свитой гостеприимными хозяевами была предложена трапеза.

В 4 часа вечера все было готово к путешествию на Владимирский прииск -местонахождение Иннокентиевской приисковой церкви и пребывание причта. До Владимирскаго прииска надлежало проехать 60 верст.

Владыка отправился туда в сопровождении своей свиты прибывшаго с ним горнаго исправника г. Добротворскаго и благочиннаго о. Пуртова.

Дорога оказалась дурная. Прошедшие недавно проливные дожди сильно ее испортили, а произвести поправку ея, вероятно, не удалось. По этой причине первый переезд до станка «Таежнаго» на протяжении 27 верст совершился, хотя безпрепятственно, по крайне медленно и утомительно.

Пока на «Таежном» меняли лошадей, Его Преосвященство изволил откушать чаю.

Дальнейший путь до Владимировскаго прииска был сделан лучше, так как дорога на этом участке находилась в более удовлетворительном состоянии. Но тем не менее, до цели поездки достигли лишь в 1 час ночи.

Не смотря на такое позднее время там все бодрствовали.

Владыка был доставлен прямо к дому главноуправляющаго г. Галлера, а свита его привезена на особую квартиру. Здесь ему тотчас представились: священник Ф. Смыкалов и приисковые служащие.

Г. Галлер с супругой убедительно просили Его Преосвященство оказать им честь — подкрепиться с дороги ужином, к которому пригласили свиту его и своих сослуживцев.

Через час по прибытии Архипастырь, будучи утомлен путеследованием, удалился на покой.

8 июня в 9 часов утра, Его Преосвященство отправился в храм, куда по звону церковнаго колокола успело уже собраться все приисковое население, в сопутствии горнаго исправника, главноуправляющаго и служащих.

После обычной церковной встречи Архипастырь совершил молебен храмовому святому — св. Иннокентию Иркутскому Чудотворцу, с провозглашением многолетия, а затем произнес глубокопоучительное слово о пользовании земными благами и богатством во спасение души.

По окончании слова, тщательно осмотрев храм его принадлежности, Владыка проэкзаменовал детей местной школы по Закону Божию. К великому его огорчению они в нем обнаружили поразительное невежество. Оставив их, он обратился к детям еще не обучавшимся в школе с распросом, знают ли они молитвы, а также тех, кои изображены на св. иконах в храме. И тут он встретил тоже самое. Тогда Его Преосвященство сам начал учить детей простейшим молитвам, как например: «Господи помилуй», «Во имя Отца и Сына и Св. Духа», «Пресвятая Богородице спаси нас», и подводить их к св. иконам, кратко объясняя, какия лица написаны на них.

После этого обревизовав церковные документы, в которых обнаружились некоторыя опущения, главным образом по повенчанию браков, а тетради братских доходов совсем не оказалось. Архипастырь выразив свое неудовольствие о. Смыкалову за забвение им пастырскаго долга по учительству и занятию Законом Божиим в школе, вменил ему в обязанность на будущее время в праздничные дни после литургии неопустительно оставлять в храме детей и прилежно их поучать общеупотребительным молитвам и изъяснять им кто те, которые в нем изображены на св. иконах.

Кроме того ему было предписано, согласно требования закона, сделать в храмовыя окна железныя решетки в предупреждение похищения церковнаго имущества и завести за скрепой о. благочиннаго тетрадь братских доходов, а последнему за всем этим наблюсти.

Из храма Архипастырь, по просьбе главноуправляющаго, отбыл в приисковую больницу с находящейся при ней аптекой. Там он был приветствован врачем г. Пасвик.

Больница своею чистотою и опрятностию произвела хорошее впечатление.

Больных в ней лежало немного, но большинство их было одержимо неисцельными недугами. Преподав им утешение и призвав на них благословение Божие, Владыка пришел в квартиру г. Пасвика, находящуюся по близости.

Оттуда Его Преосвященство удостоил своим посещением о. Смыкалова.

Находясь в его доме, он благоволил дать о. Смыкалову различныя наставления относительно его пастырскаго служения, проповедания слова Божия с церковной кафедры, метод преподавания в школе Закона Божия и постановки его на должную высоту.

По возвращении в свое помещение Архипастырь имел продолжительную беседу с главноуправляощим о приисковом населении и его религиозно-нравственных потребностях, при чем высказал свое желание перенести с использованнаго Полуденнаго прииска церковь с имуществом на Дамбукитский склад, в котором, по числу его жителей, назрела необходимость в небольшой церкви или молитвенном доме.

Главноуправляющий сочувственно отозвался на намерение Владыки и изъявил съ своей стороны готовность посильно содействовать этому святому делу. После беседы Его Преосвященство был приглашен со своей свитой к столу отведать хлеба-соли.

Имея в виду в тот же день выехать обратно, Архипастырь отдал распоряжение изготовиться в путь, а в остающийся свободный промежуток вместо отдыха решил сделать с г. Галлер, горным исправником, ключарем и начальником миссии визиты управляющему Владимировским прииском г. Подосенову и главному конторщику г. Кунтузову.

Отбыл Владыка с прииска в 2 часа дня.

На пути Его Преосвященство произвел на Полуденном прииске осмотр Богоявленской церкви. В ней он был встречен благочинным о. Пуртовым в облачении со св. крестом. Обозрение церкви внутри и снаружи показало, что она еще довольно прочна и прекрасно обстановлена.

На Дамбукитский склад Архипастырь возвратился в 11 часовъ вечера. Здесь резидент г. Горулев сообщил ему приятное известие, что на следующий день обязательно должен притти пароход компании «Джалта», который и имеет доставить его в г. Благовещенск.

9 июня утром Владыка в присутствии жителей Дамбукитскаго склада и с их согласия избрал место для постановки храма, сообщив им, что главноуправляющий г. Галлер дал обещание посодействовать в переноске сюда с Полуденнаго прииска Богоявленской церкви с принадлежащим к ней имуществом.

Сообщение это было принято с искреннею признательностию и жители съ своей стороны обязались приложить усердие к возможно скорейшему осуществлению этого дела.

В это время некто г. Кузнецов, проживающий на Дамбукитском складе, заявил Владыке, что желает тут построить церковь на свои средства.

Предложение г. Кузнецова было выслушано Его Преосвященством благосклонно, так как оно облегчало задачу обезпечения места сего храмом Божиим в менее продолжительный срок. Ему было рекомендовано подать о томъ оффициально просьбу.

Затем, чтобы провести время до прихода парохода, Архипастырь принял участие в устраиваемой г. Горулевым по р. Зее неводьбе. Рыбная ловля удалась. Было извлечено из воды несколько превосходных сигов. После вечерняго чая Владыка вторично отправился с рыболовами, но уже в другое место — в устье речки Могот, леваго притока Зеи.

В награду за труды Его Преосвященство имел удовольствие кушать за ужином вкусную свежую уху.

10-го июля, в 9 часов утра, явился пароход «Джалта», опоздавший по случаю застягшаго его тумана, но он тотчас отправиться обратно не имел возможности, так как ему предстояло сдать груз в приисковой склад. Волей неволей пришлось запастись терпением и опять ожидать, когда он освободится. Только в З часа дня «Джалта» снялась с якоря.

Обитатели Дамбукитскаго склада провожали Архипастыря весьма сердечно.

Покидая приисковой район все уносили с собою светлое воспоминание о радушии, любезности и предупредительности, как главноуправляющаго г. Галлера с супругой, так и резидента Дамбукитскаго склада с его семейством г. Горулева.

На Зейскую пристань «Джалта» прибыла того же числа в 11 часов вечера.

Его Преосвященство с парохода не сходил, а принимал посетителей в кают-компании.

В 2 часа ночи «Джалта» покинула Зейскую Пристань. Благочинный о. Пуртов не оставил парохода, считая своим долгом сопроводить Архипастыря до г. Благовещенска.

Остановок «Джалта» нигде не делала, имея инструкцию следовать срочно. Село Краснояровское миновали глубокою ночью и Владыке так и не пришлось увидеть в нем работы по приведению в порядок храма.

И на этот раз Его Преосвященство, если не считать ревизию церковных документов Николаевской церкви, доставлевных о. Пуртовым, в которых между прочим, нашлось уклонение от узаконенных правил по книге брачных обысков — одна чужеприходная невеста повенчана без обозначения после какого брака она вдова, исключительно занимался с начальником миссии, о. С. Тихвинским. Разрабатывался проект чертежа двухэтажнаго деревяннаго здания для катихизаторской школы в г. Хабаровске.

Необходимость в открытии этой школы была сознана Архипастырем при первом своем ознакомлении с инородческой миссией, но приступить к устройству ея явилась возможность только в текущем году вследствие недостатка средств в местном миссионерском Комитете.

Кстати сказать, что на возникающую катихизаторскую школу возлагается много надежд. Она должна дать в помощь священникам-миссионерам новыя силы в лице своих питомцев из инородческих детей к просвещению их единоплеменников светом Христовой веры и приобщению их к русской культуре.

Потом детально обсуждался другой проект — об устройстве мужскаго миссионерскаго монастыря неподалеку г. Хабаровска на Петропавловском озере.

Ходатайство об отводе для него земли вчинено Владыкой более года тому назад, но оно до настоящаго времени не получило еще разрешения.

В г. Благовещенск «Джалта» прибыла в 1 час дня и остановилась у загороднаго архиерейскаго дома.

Его Преосвященство был приветствован всем наличным городским духовенством и новоприезжим на службу в архиерейский дом иеродиаконом Иоанникием.

Поделившись впечатлениями, вынесенными из поездки, с со служителями, Архипастырь благословил их и милостиво уволил на свое делание.

Свящееник А. Гаркин.

И. д. Редактора, Ректор Семинарии архимандрит Дионисий.

Благовещенск. Печатать разрешается. 1904 г, октября 80 дня. Цензор, преподаватель Семинарии А. Топорков. Типография Т-ва «Д. Б. Мокин и Ко»

Как вам этот рассказ? Следующий будет не хуже 😉. И на много длинее и подробнее. Про Транквиллина Ивановича писали так же в «Забайкальских Иепархиальных ведомостях», в «Сенатских ведомостях» и в «Памятных книжках Забайкальской области».

Наталья

Питаю родовое древо своими исследованиями. Могу помочь и Вам!

Добавьте свой комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Благовещенские епархиальные ведомости 1904 год 19 век