1942 год. Фронтовые письма Игоря Иннокентьевича Портнягина

9. 1942 год. Фронтовые письма Игоря Иннокентьевича Портнягина

Поделитесь с друзьями!

9. Портнягин Игорь Иннокентьевич. 1923-1942

Ну вот мы и дошли до письма, по которому видно, что закончилось обучение Игоря в военном училище. Письмо от мамы не дошло до адресата в Кирове.

Остальные письма удобно читать по метке «Письма с фронта«.

1942 год. Фронтовые письма Игоря Иннокентьевича Портнягина

07.01.1942 года.
Дорогой Игорюша!
Последняя открытка от тебя имеет дату 23.12. Письмо, сообщающее о получении денег и посылки получено. Очень огорчены тем, что не смогли послать тебе ватные брюки, меховые носки, меховые рукавицы. И у меня болит сердце от того, что ты мерзнешь. Послания от Прохоровых так и не поехали. И письмо, и посылка мучают нас своим видом. Ноги твои меня очень радуют. Это я отношу за счет укрепления твоего здоровья, потому что пот есть признак слабости. Об Азарии не перестаю хлопотать, хотя, возможно, он уже окончил, но это, как будто не мешает поступлению в академию. Недавно вызывала его по телефону, отозвался начальник училища, сказал, что Азарий в казармах, что вызвать его нельзя. Это было два дня тому назад. Мы узнали, что он пока еще в Уфе. Целую, родной.
Тороплюсь. Пиши чаще. Все шлют тебе приветы. Мама.

1942 год. Фронтовые письма Игоря Иннокентьевича Портнягина

Одной открыткой не будем ограничиваться. Почитаем еще письмо, из которого мы узнаем, что к тете Ангелине приехали дочки моей прабабушки Иулиты Транквиллиновны Кунтузовой-Подосеновой-Ткачевой.

Ася — Анна Владимировна Подосенова 1915 г.р.

Леля — Елена Григорьевна Ткачева 1921 г.р.

Первая — инвалид с детства — перенесла туберкулез кости. Уже писала об этом в рассказе о старой фотографии, открывшей много тайн.

Елена попадет на фронт зенитчицей, будет защищать Москву от бомбардировок с вражеских самолетов. Но об этом напишу, когда дойдем до нужного письма.

Почему девушки приехали в Свердловск к тете?

Давайте посмотрим в анкету вступающего кандидатом в члены ВКПб. По октябрь 1941 года Иулита Транквиллиновна работала директором школы и учителем истории в московской школе №521. Следующая запись о работе — с февраля 1942 года учитель истории в школе семилетке №3 города Петропавловска в Северном Казахстане. Туда она эвакуировалась вместе со своей дочерью Евгенией, моей бабушкой, и ее годовалой дочерью Ольгой. И сюда просятся фотографии тех времен. И маленькое дополнение — в Петропавловске жили родственники по линии моего дедушки Петрова. Если писать точно, то сестра дедушки — Мария Сергеевна Калашникова (дев. Петрова).

Петровы Константин Сергеевич, Евгения Григорьевна и Серафима Петровна Слепцова (дев. Калашникова). 1940 год. Москва
Петровы Константин Сергеевич, Евгения Григорьевна и Серафима Петровна Слепцова (дев. Калашникова). 1940 год. Москва
Петровы Евгения Григорьевна, Ольга Константиновна и Серафима Петровна Калашникова
Петровы Евгения Григорьевна, Ольга Константиновна и Серафима Петровна Калашникова. Петропавловск. 1941

Вернемся к письму 1942 года.

1942 год. Фронтовые письма Игоря Иннокентьевича Портнягина

19.01.1942 г.
Дорогой, любимый Игорюша!
Вчера мы слышали твой родной голос, а мне хотелось бы вместе с телефоном иметь и телевизор — видеть тебя-воина. Очень хотелось чтобы ты проезжал мимо
Свердловска, хотя бы на несколько минут забежал бы домой, но а уж если не удастся, то будем ждать встречи радостной после войны. От Зори получили письмо об 08.01. Он писал, что выпуск задерживается только из-за обмундирования. Пишет, что надежд на академию у него уже не стало и его мечта: ехать через Свердловск. Жизнь не осуществила этой мечты. Мы этим также огорчены. Будем надеяться, что война окончится и мы соберемся все вместе, а теперь пока я жду, что ты поедешь мимо нас и мы увидимся.
Сегодня я позвонила всем родителям твоих друзей, что вы все хорошо себя
чувствуете и что надо всем вам посылать письма. У нас стоят основательные морозы. Последние дни и мое сердце болит еще больше от того, что я не смогла послать всего теплого, что приготовлено. Собираемся вызвать тебя снова для разговора числа 28- 30-го. Ты в эти дни держи связь с дежурным, чтобы он тебя быстрее вызвал.
Два воскресения я была в университете на конференции. Повестку посылаю. Доклады были не очень полноценные с точки зрения научных разработок. Видно было, что приготовлены они наспех. Правда из второго заседания я слышала только 1-й, который по существу был последним, так как из-за обеда я опоздала.
Я надеюсь, что после войны, ты снова возьмешься за изучение истории, которая обогатится материалами отечественной войны и тебе, как ее участнику, будет все гораздо яснее и понятнее, чем какому либо кабинетному ученому, который не имеет представления о тех реальных фактах, которых ты будешь свидетелем.
Как я бы хотела дожить до этого времени!
Не знаю, где исторический факультет Моск. универ., а биологический в Ашхабаде. На какой фак. собираются твои теперешние товарищи? Интересно, с кем у тебя больше общих интересов. Мне почему-то кажется, что с Сашей Шейнерберг. Хорошо, если бы вы и дальше могли шагать все вместе, но едва ли вас отправят всех в одну часть. Если ты идешь на пост и будешь на улице, то не стесняйся попросить рукавиц у товарищей. Делитесь уж всем между собой, скрашивайте друг другу суровость обстановки, помогайте друг другу. Коллектив дружный и спаянный — это большая сила и членам коллектива всегда хорошо живется при взаимопомощи. Мы сейчас также имеем коллектив. Распределили между собой все обязанности. В комнате нам не тесно. Ася и Леля спят на диване, к которому приставляются стулья, а чтобы они не отодвигались, приставляется на ночь стол. Ширмы теперь у нас нет — из ее драпировок сшиты ваши телогрейки, а поэтому, когда надо защищаться при одевании и раздевании кого-либо отвертываются.
Вот тебе детали нашей жизни.
В квартире у нас в холода, так же не тепло.
На Новый год выписали газету «Правда». «Ур.д.» выписать не удалось. Утром обязательно слушаем радиопередачу, ждем сообщений о взятии городов, которые потом отыскиваем на картах атласа СССР, который нам очень пригодился.
Целую, родной Игорюша, крепко за себя и папу. Привет тебе от всех.
Пиши чаще. Каждый день последнее время посылаю тебе открытки и конверты. Л.Т. Мама.

Л.Т. …. Люблю тебя …

1942 год. Фронтовые письма Игоря Иннокентьевича Портнягина
1942 год. Фронтовые письма Игоря Иннокентьевича Портнягина

Думается мне, что про биологов МГУ Ангелина вспомнила, так как Леля была студенткой биологического факультета данного ВУЗа. Похоже, что Елене пришлось оставаться в Москве, когда мама уезжала в Казахстан, а потом отправилась не в Ашхабад, а к тете. А чем могла заниматься Ася в те годы в Москве? … Было ей 26 лет. Значит, работала.

1942 год. Фронтовые письма Игоря Иннокентьевича Портнягина

И забота, и наставления, и тревога … Хочется узнать, как Игорь получил боевое крещение. Кажется, видела это письмо. Но пока идем по хронологии имеющейся переписки. Поэтому, сначала открытки и письмо от мамы на фронт. Разумеется, что с полезной информацией.

Наталья

Питаю родовое древо своими исследованиями. Могу помочь и Вам!

Добавьте свой комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

1942 год. Фронтовые письма Игоря Иннокентьевича Портнягина