9. Портнягин Игорь Иннокентьевич. 1923-1942
Ну вот мы и дошли до письма, по которому видно, что закончилось обучение Игоря в военном училище. Письмо от мамы не дошло до адресата в Кирове.
Остальные письма удобно читать по метке «Письма с фронта«.
07.01.1942 года.
Дорогой Игорюша!
Последняя открытка от тебя имеет дату 23.12. Письмо, сообщающее о получении денег и посылки получено. Очень огорчены тем, что не смогли послать тебе ватные брюки, меховые носки, меховые рукавицы. И у меня болит сердце от того, что ты мерзнешь. Послания от Прохоровых так и не поехали. И письмо, и посылка мучают нас своим видом. Ноги твои меня очень радуют. Это я отношу за счет укрепления твоего здоровья, потому что пот есть признак слабости. Об Азарии не перестаю хлопотать, хотя, возможно, он уже окончил, но это, как будто не мешает поступлению в академию. Недавно вызывала его по телефону, отозвался начальник училища, сказал, что Азарий в казармах, что вызвать его нельзя. Это было два дня тому назад. Мы узнали, что он пока еще в Уфе. Целую, родной.
Тороплюсь. Пиши чаще. Все шлют тебе приветы. Мама.
Одной открыткой не будем ограничиваться. Почитаем еще письмо, из которого мы узнаем, что к тете Ангелине приехали дочки моей прабабушки Иулиты Транквиллиновны Кунтузовой-Подосеновой-Ткачевой.
Ася — Анна Владимировна Подосенова 1915 г.р.
Леля — Елена Григорьевна Ткачева 1921 г.р.
Первая — инвалид с детства — перенесла туберкулез кости. Уже писала об этом в рассказе о старой фотографии, открывшей много тайн.
Елена попадет на фронт зенитчицей, будет защищать Москву от бомбардировок с вражеских самолетов. Но об этом напишу, когда дойдем до нужного письма.
Почему девушки приехали в Свердловск к тете?
Давайте посмотрим в анкету вступающего кандидатом в члены ВКПб. По октябрь 1941 года Иулита Транквиллиновна работала директором школы и учителем истории в московской школе №521. Следующая запись о работе — с февраля 1942 года учитель истории в школе семилетке №3 города Петропавловска в Северном Казахстане. Туда она эвакуировалась вместе со своей дочерью Евгенией, моей бабушкой, и ее годовалой дочерью Ольгой. И сюда просятся фотографии тех времен. И маленькое дополнение — в Петропавловске жили родственники по линии моего дедушки Петрова. Если писать точно, то сестра дедушки — Мария Сергеевна Калашникова (дев. Петрова).
Вернемся к письму 1942 года.
19.01.1942 г.
Дорогой, любимый Игорюша!
Вчера мы слышали твой родной голос, а мне хотелось бы вместе с телефоном иметь и телевизор — видеть тебя-воина. Очень хотелось чтобы ты проезжал мимо
Свердловска, хотя бы на несколько минут забежал бы домой, но а уж если не удастся, то будем ждать встречи радостной после войны. От Зори получили письмо об 08.01. Он писал, что выпуск задерживается только из-за обмундирования. Пишет, что надежд на академию у него уже не стало и его мечта: ехать через Свердловск. Жизнь не осуществила этой мечты. Мы этим также огорчены. Будем надеяться, что война окончится и мы соберемся все вместе, а теперь пока я жду, что ты поедешь мимо нас и мы увидимся.
Сегодня я позвонила всем родителям твоих друзей, что вы все хорошо себя
чувствуете и что надо всем вам посылать письма. У нас стоят основательные морозы. Последние дни и мое сердце болит еще больше от того, что я не смогла послать всего теплого, что приготовлено. Собираемся вызвать тебя снова для разговора числа 28- 30-го. Ты в эти дни держи связь с дежурным, чтобы он тебя быстрее вызвал.
Два воскресения я была в университете на конференции. Повестку посылаю. Доклады были не очень полноценные с точки зрения научных разработок. Видно было, что приготовлены они наспех. Правда из второго заседания я слышала только 1-й, который по существу был последним, так как из-за обеда я опоздала.
Я надеюсь, что после войны, ты снова возьмешься за изучение истории, которая обогатится материалами отечественной войны и тебе, как ее участнику, будет все гораздо яснее и понятнее, чем какому либо кабинетному ученому, который не имеет представления о тех реальных фактах, которых ты будешь свидетелем.
Как я бы хотела дожить до этого времени!
Не знаю, где исторический факультет Моск. универ., а биологический в Ашхабаде. На какой фак. собираются твои теперешние товарищи? Интересно, с кем у тебя больше общих интересов. Мне почему-то кажется, что с Сашей Шейнерберг. Хорошо, если бы вы и дальше могли шагать все вместе, но едва ли вас отправят всех в одну часть. Если ты идешь на пост и будешь на улице, то не стесняйся попросить рукавиц у товарищей. Делитесь уж всем между собой, скрашивайте друг другу суровость обстановки, помогайте друг другу. Коллектив дружный и спаянный — это большая сила и членам коллектива всегда хорошо живется при взаимопомощи. Мы сейчас также имеем коллектив. Распределили между собой все обязанности. В комнате нам не тесно. Ася и Леля спят на диване, к которому приставляются стулья, а чтобы они не отодвигались, приставляется на ночь стол. Ширмы теперь у нас нет — из ее драпировок сшиты ваши телогрейки, а поэтому, когда надо защищаться при одевании и раздевании кого-либо отвертываются.
Вот тебе детали нашей жизни.
В квартире у нас в холода, так же не тепло.
На Новый год выписали газету «Правда». «Ур.д.» выписать не удалось. Утром обязательно слушаем радиопередачу, ждем сообщений о взятии городов, которые потом отыскиваем на картах атласа СССР, который нам очень пригодился.
Целую, родной Игорюша, крепко за себя и папу. Привет тебе от всех.
Пиши чаще. Каждый день последнее время посылаю тебе открытки и конверты. Л.Т. Мама.
Л.Т. …. Люблю тебя …
Думается мне, что про биологов МГУ Ангелина вспомнила, так как Леля была студенткой биологического факультета данного ВУЗа. Похоже, что Елене пришлось оставаться в Москве, когда мама уезжала в Казахстан, а потом отправилась не в Ашхабад, а к тете. А чем могла заниматься Ася в те годы в Москве? … Было ей 26 лет. Значит, работала.
И забота, и наставления, и тревога … Хочется узнать, как Игорь получил боевое крещение. Кажется, видела это письмо. Но пока идем по хронологии имеющейся переписки. Поэтому, сначала открытки и письмо от мамы на фронт. Разумеется, что с полезной информацией.
Уведомление: Письмо матери сыну солдату. 1941 год. Великая Отечественная война